Часть 1. За спусковым устройством «Гном» производства компании Ice Rock я начал следить с момента первых упоминаний о нем в сети (2015 ориентировочно год). Заинтересовался, списался с производителем и стал ждать начала серийного производства. Спустя год после начала переписки был приятно удивлен, когда производитель отправил пилотную партию продукции на сертификацию на соответствие EN12841-C, ведь это означало, что при удачном прохождении сертификации мы, российские промышленные альпинисты, получили бы полноценное оригинальное отечественное устройство для промышленных работ по внятной (вероятно) цене. Вот оно импортозамещение в действии, вот они инновации, вот оно наше все.
Дождался, купил. В розницу стоит точно так же, как и Gri-Gri 2 от Petzl. Со скидкой получилось на четверть дешевле. Выглядит приятно, вес солидный, никакого пластика, только сталь на фрикционных участках и дюралевые сплавы. Твердая пятерка. Для присоединения веревки отстегивать от себя устройство не требуется, что опять же огромный плюс.
Но сразу смутил механизм фиксации кулачка к щечке устройства – на щечке, выполненной из алюминиевого сплава, есть технологический паз, куда заходит подпружиненная втулка. Ясно, что с течением времени произойдет перетирание выступа на щечке. Вопрос – сколько времени это займет. (Возможно, при интенсивной эксплуатации – 8 часов рабочий день, 5-дневная рабочая неделя, все как раз и упрется в те самые 12 месяцев – гарантийный срок эксплуатации изделия, заявляемый производителем).
Заправка веревки в устройство проблем никаких не вызвала, просто и понятно. Удобно. Спуск на устройстве плавный. Маленькая, казалось бы, ручка, никаких проблем не вызывает, все удобно, адекватно, скорость спуска интуитивно регулируешь миллиметровыми движениями пальцев.
Спуски были короткими – 5-6 метров, серия из 14 прыжков (вот такой объект попался на момент проведения испытаний).
А дальше начался цирк. В официальном видео https://www.youtube.com/watch?v=cbQCOiXo7Po, посвященном методам работы со спусковым устройством, на «Гноме» достаточно лихо поднимаются наверх. Скажу сразу, я не смог. Единственное, чего я добился, просто выбирая веревку наверх – сумел сделать один шаг на 20 см. После, свежайшая 10-я «коломна» отказалась выбираться. После этого в жюмар был встегнут карабин, веревка прокинута через него, и я тянул себя наверх уже полиспастом 2:1. Худо-бедно с выходом наверх справился. Скорость такого подъема не выдерживает никакой критики. Опять же достаточно трудоемко.
Т.е. на сегодняшний день картина представляется неприглядной. Практически, получилось специализированное устройство для спуска (хорошего, плавного, но только спуска).
Впереди ждет еще одна серия испытаний – на следующей неделе я доберусь до полигона и на 10 мм Тендоне пробегу все стандартные веревочные маневры как минимум по одному разу. Устройство также будет испытано в полиспастных системах и в качестве регулируемого уса самостраховки. Выполнение спас работ с устройством будет отложено до лучших времен.
Часть 2. Сегодня устройство испытывалось на полигоне. Надо признаться, тут «Гном» приятно удивил, оправдав большую часть возложенных на него ожиданий.
Итак, для начала, чтобы сразу не влазить в обвязу, если вдруг и тут ждет фиаско, «Гном» был испытан в полиспастных системах. Высота подъемов во всех случаях не превышала 7 метров.
Поднимался груз массой 96 кг. Первоначально думал расписать по каждому варианту подъема отдельно, но обобщу. Применялись схемы 3:1 и 6:1. И на 8-мм репшнуре, и на 10 –мм Тендон Лано проблем с подъемом груза не возникло. Разве что, с репшнуром свободный ход веревки оказался меньше (на Тендоне при 30 см подъема образуется слабина перед устройством порядка 10 см).
Спуск груза плавный, хорошо контролируемый даже при одноручном режиме.
После этого все-таки было принято решение пробежать все основные маневры на веревках. До сих пор не понимаю, почему все-же была такая разница в условиях реальной работы и полигона. Подъем на «Гноме» вполне себе удался. Да, веревка наверх в нем идет ощутимо тяжелее (процентов на 20 по субъективным ощущениям), чем в Риге, но подъем вполне осуществим (сравнение с Ригом исключительно в силу того, что вся работа происходит на этом устройстве от Петцль). Подъем был на 10 и 11 мм Тендоне Лано разной степени побитости жизнью. Как на 2-месячной десятке, так и на трехлетней 11-мм все вполне осуществилось. Свои 5-6 метров на «Гноме» при необходимости можно подняться. Для больших дистанций есть зажимы.
С иными маневрами проблем вообще никаких не возникло. К способу заправки веревки в СУ привыкаешь быстро, и после получаса работы с постоянными переходами зажимы/Гном все становится привычным и достаточно удобным.
Параллельно с маневрами был опробован и одноручный спуск. Прекрасно. Отличная контролируемость, однако левая (в моем случае) рука так и тянется придержать свободный конец. Думаю, не стоит отвыкать от этого просто в силу того, что есть подозрение, что устройство подвержено паническому рефлексу.
Из минусов – на второй день использования уже видны сколы и царапине на краске. Подозреваю, что при интенсивном использовании их количество сильно увеличится, причем достаточно быстро. Возможно, анодирование решило бы эту проблему. Либо просто отсутствие подобной краски. В конце концов, просто полированный металл тоже неплохо выглядит.
Подытожу. В целом, мне кажется, Ice Rock сделал действительно неплохое спусковое устройство. Где-то в самом деле просто отличное, где-то есть что исправить. Хочется надеяться, что все замеченные нарекания – это так называемые «детские болезни» «Гнома», только вышедшего в серию, и в перспективе производитель будет работать над его доводкой. Рублем, в любом случае я уже проголосовал.
Впереди еще серия тестов: спасательные работы, использование в качестве регулируемого уса самостраховки, возможно – на предустановленных системах. И обязательно буду смотреть дальше на него в работе.
Если «Гном» и дальше покажет себя, как во второй части этого обзора, его ждет неплохое будущее.
Всего с момента покупки устройство отработало 6 (шесть) дней. Общее время работы составило не более 35 (тридцати пяти часов). Из них: короткие спуски и такелажные работы на 10-мм "Тендоне" (5-6 м) - 3 часа. Остальное время - спуски на 9-мм "Тендоне Лано" на стекломое с высоты 28 м.
Работа на устройстве происходила в штатном режиме, без рывков, экстренных спусков одним человеком со скоростью, не превышающей 1 м/с.
В процессе эксплуатации, в последний день работы (16.06.2017) при работе спускового устройства появились шумы: треск, металлический скрежет, щелчки. При отведении ручки в положение, близкое к максимальному устройство иногда заклинивало и отказывалось ехать (хотя, вроде бы функции антипаника не предусмотрено конструктивно). Причем, если в начале дня эти явления были достаточно редкими, то в конце сопровождали спуск практически при каждом нажатии ручки.
Возможно, это брак или конструктивный дефект.
Связавшись с представителем производителя, был поставлен вопрос о замене СУ, что и было осуществлено в конце июня. Было получено новое устройство, которое и будет тестироваться в дальнейшем.
Часть 3. Итак, было получено абсолютно новое устройство, которое предполагалось тестировать на работе – при проведении неразрушающего контроля на одном из заводов по производству СПГ. Работа чистая, высоты небольшие – не более 32 м, но и это, скорее, исключение. 10-12 м – это, обычно, предел рабочих подъемов-спусков. Для работы большого разнообразия веревок не присутствует. В наличии оранжевая ВСС «Коломна», практически свежая, но использовалась до этого в течение месяца при монтажных работах. Также имеется небольшое количество CAMP 10,5 мм. 90% рабочего процесса происходит именно на «Коломне».
Результат снова не радует – подъем наверх практически неосуществим.
Причина мне видится в следующем – т.к. заправка веревки в СУ осуществляется прямой петлей, а не обратной, как у того же RIG всем известного производителя, то при подъеме наверх требуется, чтобы устройство «легло» в карабине, убрав, таким образом, дополнительное трение на эксцентрике, что сделать не удается, ввиду опять же, специфики зарядки веревки.
Краска на устройстве ожидаемо начала отлетать на 2-й день использования.
Общее время работы на новом устройстве составило 20 (двадцать часов), задачи не отличались от описанных выше – подъем/перестежка/спуск. После чего СУ было снято с рабочего комплекта и отложено до лучших времен. Впредь будет использоваться исключительно для ограниченного круга решаемых задач - исключительно для спуска, в качестве средства регулирования страховочного уса при передвижении на горизонтальных поверхностях (например, при перемещении по балкам), ну или при грузоподъемных работах.
Паршинцев Роман Иванович
Промышленный альпинист 7 разряда, IRATA 3
На веревках - c 1998 г., промальп – с 2007.
http://www.promalp.ru/viewtopic.php?f=13HYPERLINK "https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.promalp.ru%2Fviewtopic.php%3Ff%3D13%26t%3D44092%26p%3D744377%26hilit%3D%25D0%25B3%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%23p744377&cc_key="&HYPERLINK "https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.promalp.ru%2Fviewtopic.php%3Ff%3D13%26t%3D44092%26p%3D744377%26hilit%3D%25D0%25B3%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%23p744377&cc_key="t=44092.. – вот тут обсуждение «Гнома», если интересно кому.